Главная 50 ПЛЮС

Расчёты при ненадлежащем качестве услуг ЖКХ

Расчёты при ненадлежащем качестве услуг ЖКХ

Некоммерческий фонд «Я рядом», основанный Ольгой Вальчук, даёт юридические консультации в острых вопросах ЖКХ. Одна из последних поднятых актуальных тем: расчёты при ненадлежащем качестве услуг ЖКХ.

Горячая и холодная вода в доме, хорошее отопление и бесперебойное электричество — уже давно воспринимаются нами, как необходимые атрибуты комфортной жизни. Тем не менее неприятности случаются, и оплачиваемые коммунальные услуги не всегда оказываются жильцам надлежащим образом — то вода ржавая из крана бежит, то свет на некоторое время отключат. Однако, стоит помнить, что предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимом объеме и надлежащего качества – главная задача исполнителя коммунальных услуг.

Статья 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» определяет качество услуги, как ее соответствие обычно предъявляемым требованиям и пригодность для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Несмотря на простую формулировку, доказать качественной или некачественной была оказанная услуга зачастую очень непросто, особенно когда речь идет о коммунальных услугах.

Определение понятия «коммунальные услуги» содержится в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Так, коммунальные услуги — это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Таким образом, процесс оказания услуги представляет собой передачу исполнителем потребителю коммунального ресурса — холодной воды, горячей воды, электроэнергии, газа, тепловой энергии, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, сточных бытовых вод. Соответственно, услугами являются: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Основным критерием качества для всех оказываемых коммунальных услуг является их предоставление без перерывов либо с допустимой продолжительностью перерыва. Каждый отдельный вид услуги обладает своими параметрами качества: холодное, горячее водоснабжение и газоснабжение — состав и свойства, давление; горячее водоснабжение и отопление — давление и температура; электроснабжение — напряжение и частота электрического тока.

Согласно Приложению N 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), допустимые перерывы в подаче коммунальных услуг:

-для холодного водоснабжения: не более 8 часов в месяц (всего); не более 4 часов единовременно; в случае аварии на тупиковой магистрали – 24 часа;

-для горячего водоснабжения: не более 8 часов в месяц (всего); не более 4 часов подряд; при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа; для проведения плановых работ 1 раз в год – не больше, чем на 14 дней;

-для водоотведения: не более 8 часов в месяц (всего); не более 4 часов подряд, в том числе при аварии;

-для электроснабжения: не более двух часов подряд – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа – если есть только один источник питания (информацию о резервирующих источниках электроэнергии можно узнать у исполнителя).

-для газоснабжения: не более 4 часов (суммарно) в один месяц.

-для отопления: не более 24 часов (суммарно) в течении одного месяца; не более 16 часов подряд – при температуре воздуха в жилых помещениях выше 12 °C; не более 8 часов подряд – при температуре воздуха 10-12 °C; не более 4 часов подряд – при температуре воздуха 8-10 °C.

Требования к качеству оказываемых коммунальных услуг:

-для холодного водоснабжения: отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается (СанПиН 2.1.4.2496-09); давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах — от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см), у водоразборных колонок — не менее 0,1 МПа (1 кгс/кв. см) отклонение давления не допускается;

-для горячего водоснабжения: температура горячей воды должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) — не ниже 60 °C и не выше 75 °C, допустимое отклонение температуры горячей воды: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C; отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается (СанПиН 2.1.4.2496-09); давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора — от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см), отклонение давления не допускается;

-для электроснабжения: напряжение и частота электрического тока должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92), отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока не допускается;

-для газоснабжения: свойства подаваемого газа должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 5542-87), отклонение свойств не допускается; давление газа — от 0,0012 МПа до 0,003 МПа отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается;

-для отопления: температуры воздуха: в жилых помещениях — не ниже +18 °C (в угловых комнатах — +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки года -31 °C и ниже — в жилых помещениях — не ниже +20 °C (в угловых комнатах — +22 °C); допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3 °C;

снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается; давление во внутридомовой системе отопления: с чугунными радиаторами — не более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см); с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами — не более 1 МПа (10 кгс/кв. см); с любыми отопительными приборами — не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем, отклонение давления не допускается.

Ответственность исполнителя за нарушение качества и бесперебойности коммунальной услуги складывается из двух составляющих: исполнитель обязан произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (размер платы за коммунальную услугу уменьшается, возможно и полное освобождение от оплаты услуги), а потребитель вправе требовать уплаты неустойки (ч. 4 ст. 157, размер неустойки подлежит определению в соответствии с законодательством о защите прав потребителя).

Но что же делать, после обнаружения факта оказания некачественной коммунальной услуги? В первую очередь потребитель должен уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом стоит обязательно сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы были известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка будет основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Если

сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки. Время проведения проверки, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

По результатам проверки составлялся акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывался потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). При этом, в случае разногласий, возможно провести повторную проверку, а так же пригласить независимого эксперта для дачи оценки. Таким образом, документ подтверждающий факт о предоставлении некачественной коммунальной услуги и будет основанием для требования пересчета за оплату услуг.

Из представленной информации явно видно какие жесткие требования к оказываемым коммунальным услугам содержит российское законодательство. Зная эти нормы, Вы можете по-новому посмотреть на качество предоставляемых ресурсов, а может и существенно сэкономить на их оплате, если заметите нарушения. Защищайте свои права и интересы!

Аргументы Недели Аргументы Недели Аргументы Недели Аргументы Недели Аргументы Недели

//Наши партнеры